Антиблокировочная система, или АБС, была разработана для повышения безопасности движения, а именно — торможения. Разработке антиблокировочной системы предшествовал долгий и трагичный опыт огромного числа дорожно-транспортных происшествий, в которых гибли люди.
Вообще, тормоза — самая ответственная часть автомобиля, и каждая компания стремится, чтобы ее автомобили тормозили лучше. Однажды инженеры заметили, что во время торможения колеса могут блокироваться. Это непременно ведет к:
- увеличению тормозного пути;
- изменению траектории;
- неуправляемости автомобиля.
Автомобиль с заблокированным колесом непременно войдет в занос на скользкой дороге и может даже вылететь сов соей полосы на встречную полосу или в кювет. Опытный водитель, конечно, поворотом руля всегда сможет компенсировать или минимизировать эти вещи, однако начинающим водителям приходилось совсем туго, особенно когда скорости автомобилей ощутимо возросли.
Как же устроена система АБС? Она сконструирована просто, как все гениально: это простейшая автоматическая система с обратной связью. Датчики, установленные на осях, постоянно сообщают центральному компьютеру данные об угловой скорости вращения колес. Как только водитель начинает тормозить, система практически мгновенно оценивает в каждый момент времени, заблокировалось колесо или нет. И если заблокировалось, то компьютер передает сигнал в основной блок, который уменьшает давление тормозной жидкости, и колесо разблокируется. На самом деле отследить работу этой системы трудно, так как она срабатывает почти мгновенно. Косвенно можно понять, что она работает, по характерным щелчкам при нажатии педали тормоза.
Многие думают, что при использовании АБС тормозной путь непременно уменьшается, однако это не так. Заблокированное колесо может остановиться быстрее, но здесь главной задачей стояло не уменьшение тормозного пути, а сохранение прямолинейной траектории движения: ведь самые тяжкие травмы люди получали, когда машину выносило на полосу встречного движения. Итак, главная задача системы АБС не мгновенная остановка любой ценой, а точное соблюдение траектории автомобиля.